Как открыть маршрутное такси, бизнес план

Маршрутный бизнес: как открыть маршрутное такси. Бизнес-план маршрутного такси

Сегодня в России большой популярностью пользуются маршрутные такси. Жители мегаполисов и маленьких городов полюбили этот вид транспорта за комфортное и быстрое передвижение. В результате этого маршрутный бизнес с каждым днем пользуется все большим спросом. Данными услугами люди пользуются ежедневно, несмотря на отсутствие льгот при оплате за проезд.

Особенно популярны маршрутные такси в больших городах, где они почти вытеснили другой наземный общественный транспорт. В самых разных местах их популярность растет год от года. Только в одной Москве маршрутных такси насчитывается почти десять тысяч единиц. Это говорит о высокой прибыльности бизнеса. Поэтому у многих может возникнуть вопрос о том, как открыть маршрутное такси. Об этом будет рассказано далее.

Второстепенный доход

Стоит заметить, что помимо оплаты проезда, этот вид транспорта может принести и дополнительный заработок. Это еще раз подчеркивает, каким рентабельным может быть маршрутное такси. Бизнес может и должен быть многогранным.

  • Реклама, размещенная внутри вашего транспортного средства. Плакаты, визитки, информационные буклеты и другие рекламные материалы – это принесет владельцу маршрутного бизнеса немалый доход, если правильно все организовать. Обычно такую продукцию, эффективную и броскую, размещают поближе к пассажирам, чтобы привлечь их внимание.
  • Использование кузова автомобиля в качестве рекламной поверхности. Такое оформление наносится специалистами соответствующего агентства в виде пленки с ярким изображением. Несмотря на то что данный вид рекламы является достаточно дорогим, это не мешает приобретать ему все большую популярность.
  • Оказание услуг по перевозке экскурсий и других организованных групп.
  • Предоставление транспортного средства для различных торжественных мероприятий.

Итак, если все вышеперечисленное убедило вас открыть собственный маршрутный бизнес, вам просто необходимо ознакомиться с основными этапами этого процесса. О них будет рассказано далее.

Лицензия

Для оформления документа на осуществление указанного вида деятельности нужно обратиться в отделение транспортной инспекции по месту жительства. Там же можно подробно выяснить, как открыть маршрутное такси. Обязательным будет приведение автомобилей в соответствие с требованиями, установленными для этого вида пассажирского транспорта. Также необходимо наличие в штате сотрудников людей с соответствующим водительскими правами и прошедших специальную аттестацию. Лицензия выдается сроком на пять лет.

Получение данного документа оплачивается госпошлиной двух видов, а именно: за рассмотрение заявления о получении лицензии и за ее выдачу. Для каждого транспортного средства на предприятии заводится отдельная карточка учета. В различных регионах страны суммы, которые необходимо заплатить за лицензию, дифференцированы.

Они могут составлять от 350 до 500 долларов. В течение 30 дней у вас на руках будет готовая лицензия. Без данного документа осуществлять пассажирские перевозки строго запрещается. За это законодательством предусмотрена система административных наказаний в виде штрафов. Индивидуальное предпринимательство позволяет заниматься данным видом бизнеса, можно также зарегистрироваться и как Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Но самым важным документом является все же лицензия на право заниматься перевозками. Это немаловажно знать, организовывая маршрутный бизнес. Лицензию выдает российское Министерство транспорта. Она оформляется для осуществления перевозок более чем восьми человек на автомобиле, который специально оборудован для этого.

Необходимые документы для оформления лицензии

Для начала деятельности нужны следующие материалы:

– свидетельство о государственной регистрации;

– документы о постановке на налоговый учет;

– коды управления статистики;

– физический и юридический адреса;

– договор аренды на стоянку транспорта;

– паспорта транспортных средств;

– водительские удостоверения БД и ПК;

– свидетельства о техническом осмотре автомобилей;

– документы шоферов (трудовые книжки, водительские удостоверения).

Выбор и приобретение автомобилей

В этом случае следует применять индивидуальный подход. Свой автомобильный парк вы будете формировать, исходя из финансовых возможностей. Однако экономить на этом пункте расходов не стоит, приобретая подержанные машины. Опытные владельцы маршрутных такси обязательно помогут советом, к которому стоит прислушаться.

Известно, что за рабочую смену, в зависимости от заданного рейса, автомобиль может проезжать довольно большие расстояния. Это важно знать при желании организовать маршрутное такси. Бизнес в данном случае зависит от расчетов. Если умножить километраж на общее количество рабочих смен за сутки, да еще и на количество дней в году, то получится внушительная цифра.

Такие большие расстояния не всегда осилит даже новенькая иномарка. Самыми популярными автомобилями сегодня признаны ГАЗели (ГАЗ-322132) на 13 пассажирских мест. Востребованы также и Ford Transit на 18 мест, Mercedes-Benz Sprinter на 19 мест. Несмотря на свою ценовую привлекательность, ГАЗели не слишком комфортны и вместительны, да и условия их эксплуатации оставляют желать лучшего.

Если ваши финансовые возможности все же несколько ограничены, воспользуйтесь лизингом. Но только не следует экономить на автомобилях! С помощью этого вида кредитования вы сократите расходы на покупку необходимых машин и получите скидку на некоторые налоги.

Разработка маршрута

Это является немаловажным моментом. Чтобы узнать, как получить маршрут на пассажирские перевозки, необходимо обращаться в городскую администрацию. Там регулярно устраивают конкурсы на осуществление перевозок, в которых можно и нужно участвовать.

Маршруты, которые уже известны заранее и “накатаны”, с самого первого дня начнут приносить доход. Приложив максимум усилий в конкурентной борьбе, а также подключив нужные связи, реально выиграть конкурс и получить в распоряжение один или несколько рейсов.

Также может возникнуть вопрос о том, как открыть свой маршрут. Можно, конечно, разработать и собственный рейс. Для этого, внимательно изучив выбранный район, необходимо хорошенько все продумать и исследовать. При таком подходе очень скоро ваше новое детище превратится в настоящий клондайк. Однако перетерпеть трудные времена все же придется. Ведь пассажирам понадобится неделя-две, чтобы привыкнуть к новому маршруту, а минимальная выручка сразу не покроет всех расходов.

Подбор персонала

К этому вопросу нужно подойти крайне ответственно. Ведь от персонала будет зависеть не только ваш доход, но и жизни пассажиров. Что может быть важнее?

Вам будут необходимы:

– водители категории D;

– медицинский работник – он будет осуществлять освидетельствование водителей перед выездом на маршрут.

Не лишним будет иногда и самостоятельно контролировать состояние автомобилей. Ведь неаккуратный и безответственный водитель зачастую является причиной частых поломок маршрутных такси. Шофер обязательно обязан иметь медицинскую справку, а стаж его работы должен быть не менее 5 лет.

Оплата труда

Обычно для водителей устанавливается минимальный оклад и надбавка за повышенную норму выработки. Такая система оплаты труда является очень эффективным и мощным стимулом. Как и любое другое собственное дело, маршрутный бизнес требует серьезных вложений. Различные факторы влияют на его окупаемость. И очень хорошо, что всегда можно использовать возможность дополнительного дохода, такого как обслуживание праздничных мероприятий, экскурсий, а также размещение рекламы снаружи и внутри ваших автомобилей. У каждого свои секреты успешного бизнеса.

Подсчет доходов и расходов

Один автомобиль приносит прибыли примерно 2200 рублей ежедневно. Расходы на содержание и эксплуатацию – около 1000 рублей. Отчисления в фонд заработной платы – около 500 рублей, а обязательную страховка – примерно 470 рублей. Чистая прибыль будет составлять примерно 230 рублей.

На уплату налогов в совокупности уйдет от 600 до 7000 тысяч рублей в месяц. Чем больше автопарк, тем больше доход и меньше отчисления от одной маршрутки на зарплату водителю и диспетчеру. Так же, как было сказано выше, в данном случае необходимо тщательно подбирать автомобили. Например, ГАЗели отличаются немалым расходом топлива – около 20 л на 100 км. Это важно помнить.

Суммарные расходы на топливо и обслуживание для одной ГАЗели будут составлять примерно 1000 рублей в день. Затраты на страхование маршрутного такси – около 30-40 тысяч рублей в год, из которых КАСКО – примерно 12-20 тысяч рублей, что составляет около 5-8% от общей стоимости автомобиля, а ОСАГО – около 8 тысяч руб.

Основные пункты расходов на маршрутное такси

Главными затратами в данном случае являются:

  • налогообложение;
  • топливо;
  • страхование и ремонт автомобиля.

Бизнес-план маршрутного такси

Помещение для автопарка можно взять в аренду за чертой города. Это наиболее экономичный вариант, так как данная аренда получится дешевле, чем в городе. Если у вас большой автопарк, то можно договориться о прямых поставках топлива и запчастей. Это также снизит расходы. Другие аспекты реализации данной идеи были изложены выше.

Важные моменты ведения данного бизнеса

Когда документальная сторона вопроса решена, то кажется, что все очень просто, и можно открывать маршрутное такси. Бизнес-план в этом случае составить несложно. Однако некоторые моменты все же лучше прояснить.

  • Обязательно нужно разработать маршрут, по которому будет происходить перевозка. Большой поток пассажиров всегда наблюдается в городе – здесь и дороги хорошие, и бензин расходуется экономно. Транспортное средство будет эксплуатироваться бережно, так как дороги в городе значительно лучше, чем за его пределами. Включите это в свой бизнес-план, а также и то, как получить маршрут на маршрутное такси. Об этом было сказано выше.
  • Автомобили могут быть как собственными, так и арендованными. А мы все-таки знаем, что маршрутный бизнес полностью исключает использование транспортных средств щадящим способом.
  • Не забываем о том, что в городе всегда большая конкуренция.
  • Междугородние и пригородные маршруты проще, конкуренция здесь меньше. Однако есть один немаловажный фактор, напрочь перечеркивающий эти преимущества – дороги. За городом они могут быть хуже, а поток пассажиров – несколько меньше. Тщательно изучаем и эти аспекты.
  • Правильно подходим к выбору стоимости проезда. Все должно быть в пределах разумного. Не отстаем от конкурентов, не забываем и о рентабельности.

Любой бизнес всегда начинать непросто. Но если вы все-таки решитесь, то в данном случае успех не заставит себя долго ждать. Маршрутный бизнес – достаточно стабильный источник дохода, поскольку в наше время человек очень нуждается в общественном транспорте как в средстве передвижения, обеспечивающем ему мобильность. Стоит только начать, и кто знает – вдруг этот бизнес станет делом всей вашей жизни?

Как организовать маршрутное такси: бизнес-план

В этом материале:

Маршрутное такси – это не только стандартные «Газельки», соперничающие с автобусами в черте города. Сегодня бизнес расширился до средних и малых населенных пунктов, практически полностью вытеснив автобусное сообщение. Объяснение простое – микроавтобус дешевле, комфортнее и быстрее. Несмотря на высокую конкуренцию, грамотный бизнес-план маршрутного такси поможет начать зарабатывать, если предприниматель собирается освоить это дело.

Общее описание проекта

Описание – предоставление услуг в сфере пассажирских перевозок.

Цель – быстрая окупаемость и выход на доход выше 100 тысяч рублей в месяц.

Реализация – приобретение транспорта, регистрация деятельности и постановка автомобилей на маршрут.

Наиболее востребованной нишей является именно перевозка людей в условиях среднего и крупного города. Несмотря на большое количество маршрутных такси, в утренние и вечерние часы каждый наблюдал ситуацию, что машины проезжают мимо остановок не останавливаясь. Это означает, что салон переполнен и мест для новых пассажиров нет.

Для начинающего предпринимателя это означает также то, что актуальность и востребованность услуги на высоком уровне, а конкуренция хоть и присутствует, но необходимость для населения в дополнительном транспорте также имеется.

Анализ отрасли

Анализ будущего вида деятельности – важная составляющая бизнес-плана, которая даст объективное представление о перспективах.

Предприниматель должен выбрать район маршрута, изучив весь план города с передвижением городского транспорта. Нужно определить, где имеется избыток автобусов и маршруток, а где дефицит. Стоит также обратить внимание, почему именно по конкретному маршруту работает малое количество перевозчиков. Возможно, что актуальность бизнеса в данном районе низкая, поэтому не имеет смысла работать в этом направлении.

Имея на руках объективные данные, будет ясно, какой маршрут наиболее выгодный в плане передвижения. Одни предприниматели делают упор на утреннее и вечернее время, зарабатывая за несколько часов дневную выручку. Другие акцентируют внимание на средней проходимости пассажиров, осуществляя перевозки в течение всего рабочего дня.

Оценка уровня конкуренции

Оценивая конкурентов, следует узнать количество машин в автопарке, а также на каких маршрутах работает бизнесмен. Нередко в городе действует монополия, когда более 60% всех маршрутных такси принадлежит одной фирме. Запустить собственный бизнес в таком случае будет несколько сложнее.

Также следует обращать внимание на марки транспорта – отечественные «Газели» стали реже использоваться в качестве маршруток, потому что перевозчики переходят на импортного производителя. В этом плюс и для пассажиров (комфорт передвижения), и для предпринимателей (более качественный транспорт).

Анализ рисков

Основные риски при организации бизнеса маршрутного такси:

  • Высокая конкуренция – организационные действия необходимо провести таким образом, чтобы войти в сферу перевозок с минимальными потерями. К примеру, выбор оптимального времени передвижения по городу с учетом следующих впереди маршруток.
  • Транспорт – касается приобретения б/у машин. Следует уточнить у продавца и по возможности проверить самостоятельно, каким образом использовался автомобиль, какие были повреждения и степень износа деталей. Если транспорт эксплуатировался в условиях маршрутного такси, то риск скорейшего выхода из строя основных узлов приближен к 100%.
  • Водители – отдельное внимание стоит уделить набору персонала. У водителей должен иметься необходимый стаж работы и желательно опыт в данной сфере, иначе в условиях городских пробок неопытный шофер спровоцирует ДТП или попросту не будет укладываться во временные рамки передвижения между остановками.

Справка: не меньший риск представляет неверно выбранный маршрут перевозок. Отсутствие спроса негативно скажется на затратах на ГСМ и заработной плате водителя.

Как организовать маршрутное такси: бизнес-план

Организационные мероприятия следует продумать на максимальном уровне. Это касается как вида предпринимательской деятельности, так и пошаговых действий с покупкой техники, поиском помещения для гаража и офиса, а также финансовых расчетов бизнеса.

Регистрация деятельности, документы

В качестве статуса предпринимателя можно выбрать ИП или ООО. Существенной разницы нет, включая ведение документации и бухгалтерскую деятельность.

Но есть отличия в оформлении и стоимости. Затраты на регистрацию ИП – 800 рублей госпошлина. Для учреждения юридического лица – 4 000. Кроме этого, потребуется уставной капитал компании не менее 10 000 рублей, непосредственно устав и решение о создании общества.

Совет: если автопарк не превышает 5 машин, то ООО не требуется. Если насчитывается большее количество техники, то плюсы юридического лица заключаются в ведении отчетности, подаче налоговых деклараций, а также в статусе предпринимателя перед банками – финансовые структуры охотнее выдают кредит ООО, чем ИП.

Документы на бизнес:

  • лицензия на предпринимательскую деятельность в направлении пассажирских перевозок;
  • страховка на весь транспорт;
  • пройденное ТО всех машин;
  • документация на открытие расчетного счета в банке;
  • договор аренды помещений;
  • заключение пожарной инспекции о соответствии гаража требованиям безопасности;
  • трудовые книжки на каждого сотрудника.
Читайте также:  Расчет отпускных: формула и пример расчета

Аренда офиса

В качестве офиса можно снять любое нежилое помещение в черте города площадью 10–15 кв. м. Оно нужно для ведения отчетности, а также для урегулирования рабочих и конфликтных ситуаций. На входе здания следует расположить табличку с наименованием фирмы, юридическим адресом и режимом работы.

Аренда гаража

Гаражное помещение под автопарк выбирается с условием нахождения в черте города и близостью расположения с маршрутом, иначе невыгодно ежедневно оплачивать топливо, которое расходуется впустую. С другой стороны – это можно компенсировать низкой арендной платой помещения в промышленной зоне города. Выбор остается за предпринимателем.

Технические требования к гаражу:

  • площадь – необходимая для размещения всего количества транспорта с запасом места на 3–4 машины;
  • наличие смотровой ямы для ремонта (идеальный вариант – установка подъемника);
  • отсутствие влажности;
  • наличие водопровода и канализации;
  • возможность оборудования места для мойки транспорта;
  • температурный режим – наличие отопления, иначе в зимний период маршрутка может попросту не завестись, что негативно скажется на заработке;
  • подсобные помещения для отдыха и приема пищи водителей;
  • охранная система – иногда достаточно надежного замка, но нередко бизнесмены не брезгуют установкой сигнализации на гараж;
  • хорошее дорожное покрытие от гаража до маршрута.

Закупка оборудования

Для организации маршрутного такси потребуется несколько видов оборудования. В первую очередь это касается офисной техники для предпринимателя:

  • мебель;
  • компьютер/ноутбук;
  • принтер;
  • факс;
  • телефон;
  • принадлежности для подсобного помещения.

Минимальное оборудование для гаража включает в себя:

  • набор инструментов;
  • устройство для мойки;
  • расходные материалы;
  • устройство для балансировки колес;
  • инвентарь для подсобного помещения.

С развитием бизнеса потребуется множество другого оборудования, которое докупается в процессе работы.

Формирование автопарка

Создавать автопарк рекомендуется на базе одной марки автомобиля. Плюсы в этом следующие:

  1. Скидки при приобретении машин.
  2. Затраты на запчасти одного ценового сегмента.
  3. Возможность водителей пересаживаться на другую машину без привыкания к особенностям управления.
  4. Собственный стиль всего бизнеса.

Предпочтение отдается зарубежному автопрому, поскольку он надежнее, долговечнее и комфортнее.

Поиск опытных водителей

К водителю маршрутного такси предъявляются следующие требования:

  • открытая категория D для управления транспортным средством по типу маршрутки;
  • стаж вождения от 5 лет (на усмотрение предпринимателя);
  • отсутствие серьезных ДТП за последний год;
  • справка из наркологического диспансера об отсутствии состояния на учете;
  • сдержанный характер;
  • воспитанность;
  • приятная внешность.

Разработка маршрута

Существует 2 варианта – работа по существующему маршруту или разработка собственного.

Работать по действующему маршруту намного проще. Единственное, что нужно учесть – конкуренция и востребованность услуги. К примеру, если путь следования предусматривает высокое количество общественного транспорта, но визуально видно, что его все равно не хватает, то конкуренция практически не скажется на «новичке» в пассажирских перевозках.

С другой стороны – действующий маршрут может не иметь сильной конкуренции, но при этом востребованность в таком направлении минимальна.

Разработка собственного маршрута требует согласования в городском министерстве транспорта. Если предприниматель считает, что это удачный путь следования, и он утверждается чиновниками, а затем оправдывается на практике, то такой маршрут можно назвать «золотой жилой». Пока он обрастет другими перевозчиками, действующая компания способна окупиться в кратчайшие сроки.

Финансовый план

Расчет расходов и доходов – неотъемлемая часть организации маршрутного такси. Чтобы посчитать чистую прибыль и срок окупаемости, необходимо учитывать расходы на обслуживание транспорта и другие затраты.

Инвестиции в проект на старте

Начальные вложения (в рублях):

  • стоимость автомобилей – 7 500 000 (из расчета – 5 машин в автопарке);
  • аренда помещения – 50 000;
  • покупка оборудования – 200 000;
  • дополнительные расходы – 40 000.

Итог: 7 790 000 рублей.

Текущие расходы

Ежемесячные траты (в рублях):

  • обслуживание авто и ГСМ – 225 000;
  • заработная плата – 250 000;
  • расходные материалы – 50 000.

Итог: 525 000 рублей.

Доходы

Валовая прибыль зависит от покупательской способности и конкретно выбранного маршрута. В среднем одна машина в день зарабатывает 5 000 рублей. В месяц – 150 000.

Таким образом, автопарк из 5 автомобилей принесет 750 000 рублей.

Прибыль

Для подсчета чистой прибыли необходимо из валового дохода отнять ежемесячные траты.

750 000 – 525 000 = 225 000 рублей.

Основное преимущество маршрутного такси – отсутствие необходимости в раскрутке бизнеса. Достаточно запустить проект и выйти на маршрут. Граждане не обращают внимание, новый ли перевозчик или старый, поэтому при необходимом количестве пассажиров бизнес начнет приносить прибыль практически сразу же. Стоит акцентировать внимание на высоких вложениях для покупки авто. Но даже если взять кредит, то при имеющемся доходе его можно погасить в 2 раза быстрее или взять ориентир на расширение автопарка.

Бизнес-план пассажирских перевозок

Финансовая модель пассажирских перевозок

1. Краткий инвестиционный меморандум

Рассматриваемая компания занимается пассажирскими перевозками на собственных микроавтобусах. Основная направленность компании — региональные междугородние перевозки. Цены на новые автомобили высоки, поэтому предполагается покупка трёх подержанных импортных микроавтобусов вместимостью 19 человек в хорошем техническом состоянии. Это позволит начать бизнес с меньшими вложениями и быстрее его окупить.

В бизнес-плане мы исходим из того, что каждый автобус будет в среднем ежедневно перевозить 10 пассажиров на расстояние 500 км. В таком случае удастся окупить первоначальные затраты менее, чем через 2 года.

Сумма первоначальных инвестиций — 4 002 500 рублей;

Ежемесячные затраты — 746 873 рублей;

Ежемесячная прибыль — 183 521 рублей;

Срок окупаемости — 23 месяца;

Точка безубыточности — 3 месяц;

Рентабельность продаж — 27%.

2. Описание бизнеса, продукта или услуги

Автопарк компании состоит из машин импортного производства вместимостью 19 человек. Для сокращения суммы первоначальных инвестиций и скорейшего выхода на окупаемость, предполагается купить автомобили с 3–5 летним пробегом. Чтобы минимизировать риск возникновения технических проблем, выбрать автобусы с прозрачной историей и пройти полную диагностику узлов и агрегатов в профильном автосервисе. Как правило, ресурса таких автобусов хватает на 10 лет интенсивной работы, после чего они резко теряют в цене. Бизнес-планом предусмотрена полная амортизация автопарка в течение 5 лет.

Предполагается, что маршруты поездок будут проходить между региональным центрами, так как обычно именно они генерируют наибольший пассажиропоток. Возможна диверсификация маршрутов в пользу актуальных сезонных направлений.

Стоит отметить, что владение автопарком несёт ряд дополнительных расходов: страхование автогражданской ответственности, техобслуживание, транспортный налог. Для того, чтобы минимизировать затраты на ремонт нужно заключить договор с автосервисом, который будет регулярно обслуживать автопарк. Также нужно заключить договор с фирмой, которая будет проводить медицинские осмотры водителей перед выездом.

3. Описание рынка сбыта

Конкурентами в борьбе за пассажира будут выступать муниципальные автобусные перевозчики, частные перевозчики на легковых автомобилях и микроавтобусах. Также пассажир может выбрать альтернативный вида транспорта: самолет и поезд.

Большой популярностью пользуется сервис «BlaBlaCar», который позволяет водителям легковушек искать попутчиков и подвозить их за небольшую плату, тем самым экономить на топливе. В реальности он часто используется нелегальными таксистами для поиска клиентов. Цены на такую поездку ниже стоимости билета на автобус, однако такие поездки небезопасны: состояние водителей никто не проверяет перед рейсом, а транспорт может оказаться технически неисправным.

4. Продажи и маркетинг

Исследование рынка пассажирских перевозок показало, что цена билета на автобус прямо пропорциональна расстоянию поездки и составляет от 1,5 до 3 рублей за километр пробега, в зависимости от конкурентной среды. Кроме цены билета за километр проезда выручка за определённый период зависит от количества пройденных за этот период автобусами километров и количества купленных на эти рейсы билетов. Произведение этих показателей и будет составлять выручку. Таким образом, для повышения дохода от перевозок нужно стремиться к повышению этих показателей.

Загрузка автобусов зависит от региона, маршрута и дня недели. Перед выходными и после них, как правило увеличивается пассажиропоток. Колебания спроса в течение года зависят от конкретного региона, для большей части России характерен спад в летний период и подъём в осенний и зимний периоды.

Главным каналом продаж в этой сфере для нового участника рынка сегодня станут агрегаторы: Рос-билет, Busfor и Туту. Для работы с агрегатором нужно заключить агентский договор. Комиссия за услуги онлайн бронирования и продажи билетов в среднем составляет 15%. Площадка берёт на себя все затраты по привлечению пассажиров и позволяет им быстро и удобно приобрести билет.

5. План производства

Для того, чтобы легально заниматься перевозками нужно получить лицензию на перевозку пассажиров автобусами и микроавтобусами, оборудованными для перевозок более 8 человек, которая выдается Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.

Для включения автобусов в реестр лицензий Ространснадзора необходимо предоставить информацию и документы:

  • Реквизиты юридического лица или ИП;
  • номер и дата выдачи лицензии на пассажирские перевозку автобусами;
  • государственный регистрационный номер;
  • идентификационный код транспортного средства (VIN);
  • марку, модель ТС;
  • год выпуска;
  • документ, подтверждающий право владения автобусом (собственность, либо договор аренды, лизинга и т.п.);
  • дата проведения последнего технического осмотра автобуса;

Чтобы получить лицензию обязательно наличие:

  • страховых полисов ОСАГО и обязательного страхования пассажиров;
  • акта поверки тахографа;
  • договоры об обслуживании системы контроля ГЛОНАСС (либо ГЛОНАСС-GPS);
  • наличие в штате лицензиата ответственного лица имеющего квалификацию по направлениям: «Специалист, ответственный за безопасность дорожного движения», «Контролёр технического состояния»;
  • документов для водителя: водительское удостоверение, медицинская справка нового образца, трудовая книжка (с записью о месте работы);
  • документа, подтверждающего прохождение процедуры категорирования ТС в Росавтодоре;

Также перевозчик обязан включать в стоимость каждого билета страховку пассажиров.

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров. Договор ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год и в отношении всего парка ТС перевозчика. Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Постановлением Правительства РФ и являются едиными для всех страховых компаний. Премиальные берутся из расчёта на одного пассажира и для междугородних и международных автобусных перевозок они установлены на уровне от 9,14 до 18,40 руб.

Для того, чтобы начать вести деятельность необходимо зарегистрировать ИП, форма налогообложения УСН (6%). Следует выбрать код ОКВЭД 49.39 «Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не включенная в другие группировки»

Бизнес-план открытия маршрутного такси

Маршрутный бизнес привлекает предпринимателей своими невысокими капиталовложениями, быстрой окупаемостью, постоянным спросом на услугу. Несмотря на все плюсы, поставить машину на маршрут совсем не просто: ниша конкурентная и пробиться бывает очень сложно. Маршрутное такси – один из наиболее популярных видов общественного транспорта, ценят его за быстрое передвижение по городу и относительно недорогой проезд.

Что такое маршрутка с точки зрения закона?

Таких определений как «маршрутка» или «маршрутное такси» в законодательстве не существует, это сугубо народные названия. Но у этих названий есть конкретное описание, состоящее из двух пунктов:

  1. Маршруткой называют преимущественно микроавтобусы марок «Газель» или «Mercedes-Benz», а также небольшие автобусы и их модификации.
  2. Маршрутные такси принадлежат частным фирмам (ИП и ООО), они не получают поддержки от государства и сами оплачивают все расходы.

В 2013 году закон приравнял все транспортные средства, занимающиеся перевозкой людей, независимо от владельцев, к транспорту общественного пользования. Частные фирмы обязали выполнять Автомобильный устав и Правила перевозок людей, так же, как и государственный транспорт. Но, зачастую, все происходит наоборот: гонки на дорогах, остановки в неположенных местах, забитые остановки, автобусы не в лучшем состоянии. Все это служит причинами частых жалоб людей на транспорт и условия перевозки.

Что нужно для открытия маршрутного такси?

Бизнес-план маршрутного такси должен учитывать в расчетах два пункта: экономический и административный.

Экономический пункт включает в себя:

  1. Покупку транспортного средства.
  2. Расходы на обслуживание машины.
  3. Налоги, оформление лицензии.
  4. Расчеты доходности бизнеса.

Административный пункт связан с покупкой прав на определенный маршрут. Именно от маршрута зависит поток пассажиров, доход бизнеса. Лучше всего, перед покупкой транспорта и начала оформления всех документов, определиться по какому именно маршруты вы планируете ездить, узнать, сколько будет стоить покупка прав на маршрут.

Оформление бизнеса и налогообложение

Большая часть владельцев маршрутного такси регистрируют себя как Индивидуального предпринимателя, так получается дешевле, быстрее и освобождает от нужды вести бухгалтерский учет.

Документы для регистрации ИП:

  • Паспорт, копия паспорта, ИНН.
  • Заявление и регистрации.
  • Оплата госпошлины (квитанция).

Пример написания заявления можно посмотреть на сайте налоговой.

Коды ОКВЭД, подходящие для такого бизнеса:

  • 31.21 — пассажирские перевозки по городским маршрутам.
  • 39.11 — пассажирские перевозки по межгороду.
  • 39.1 — пассажирские перевозки на экскурсии, в туристические туры.

При регистрации указывайте все возможные виды кодов, даже если они вам не понадобятся. Но в случае, если захотите работать по ним, придется опять идти и регистрировать новые коды.

Налогообложение пассажирских перевозок самое выгодное – ЕНДВ, при условии, что автопарк не превышает двадцать транспортных средств. Суть такого налогообложения заключается в том, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог взимается с начальной доходности на одно посадочное место.

Лицензия на пассажирские перевозки

Межгородские, пригородные и городские перевозки свыше восьми человек относятся к деятельности, на которую нужно оформлять лицензию. Вместимость автобуса определяют по его техническим характеристикам. Ее выдают органы Ространснадзора, получить которую может как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель.

Заявление на выдачу лицензии подается в Управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).

Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению:

  1. Документы о регистрации ИП и выборе системы налогообложения.
  2. Документы на транспорт, свидетельства из ГИБДД.
  3. Полис страхования транспортного средства, копия техосмотра.
  4. Документы о включении транспорта в Реестр категорированных объектов и присвоение ему категории.
  5. Декларация о наличии стоянки, либо ее аренде.
  6. Бумаги о наличии помещения для ремонта и техобслуживания машин.
  7. Трудовые книжки, медосмотр, водительские права сотрудников.
  8. Документы об оборудовании машин системами спутниковой навигации.
  9. Наличие штатного медработника, для проведения плановых осмотров персонала.
Читайте также:  Что такое 13 зарплата и как она начисляется

Выбор автобуса и внесение его в реестр

Предприниматель сам должен решить, какие автобусы приобрести. Все зависит от финансовых возможностей, условиях местности, расходов на обслуживание. Специалисты не рекомендуют покупать б/у транспортное средство старше трех лет, новую машину можно взять в кредит или лизинг.

Главным преимуществом маршруток всегда считали мобильность, поэтому владельцы отдают предпочтения автобусам малой вместимости.

Отдав предпочтение покупке б/у средству, уточните у владельца, включена ли машина в реестр. Без этого невозможно будет получить лицензию.

Новую машину предстоит оформлять лично. Этим занимается Федеральное дорожное агентство, куда необходимо направить информацию письмом или в электронном виде.

Предоставить нужно такие данные:

  • Документы о регистрации перевозчика.
  • Копии ПТС и регистрации ТС.
  • Свидетельство о балансовой стоимости машины.
  • Документы о праве собственности на машину.

Требования к обслуживанию маршрутного такси

Список необходимых документов для получения лицензии собрать совсем не сложно. Но в перечень требований входит еще несколько пунктов:

  1. Соблюдение требований закона о безопасности дорожного движения.
  2. Соблюдение Устава дорожного движения и Правил перевозки пассажиров.

За выполнением этих требований следят сотрудники ДПС и Ространснадзора.

К лицензионным требованиям относятся:

  1. Предрейсовый контроль состояния транспорта.
  2. Оформление путевого листа на каждую машину.
  3. Медицинский осмотр водителей перед выездом.
  4. Страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства.
  5. Комплектация транспорта техническими средствами контроля.

Как поставить автобус на маршрут

Выбор и согласования маршрута занимает у начинающего предпринимателя много времени и доставляет некоторые проблемы. Перевозить людей там, где хочется, просто невозможно, никто не даст право на это начинающему владельцу. В крупных городах почти все маршруты забиты до отказа, а свободные остаются только самые неудобные маршруты или менее прибыльные.

Чтобы узнать о свободных местах, нужно обратиться в местный департамент транспорта, заключить с ними договор для выхода на маршрут.

Открыть новый маршрут тоже довольно сложно, их разрабатывает Министерство транспорта и органы местного самоуправления с учетом множества экономических, социальных факторов.

Насколько реально открыть новое направление

Задумываясь над тем, как открыть маршрутное такси, тщательнее всего необходимо распланировать маршрут. Планируя собственный рейс, с учетом пассажиропотока, ценовой политики, можно быть уверенным в его рентабельности.

Для успешного запуска маршруток необходимо тщательно все изучить и взвесить. Люди с осторожностью будут относиться к инновациям в данной сфере. Так же потребуется время, чтобы люди узнали о новом маршруте, стали на нем ездить – это может занять 1-2 месяца.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Чтобы рассчитать возможную прибыль маршрутного такси, нужно определить среднюю выручку за день. Зачастую, одна машина приносит от 3 000 до 5 000 рублей в день. Из этой суммы уходит 1000 на оплату труда водителя, 500 – в пенсионный фонд, расходы на топливо и ремонт – 1000 рублей. Итого, мы получаем чистую прибыль с одной машины в 500 – 2 500 рублей.

Выбор персонала

Главные требования к водителям маршрутного такси – наличие водительских прав нужной категории и стаж езды за рулем от 5 лет. Лучше всего, чтобы водитель был спокойным, доброжелательным человеком, чтобы не возникало конфликтных ситуаций с пассажирами. Помимо этого, водитель не должен иметь какие-либо медицинские противопоказания к работе.

Так же следует нанять людей на такие должности:

  • Бухгалтер, для ведения отчетности.
  • Автомеханик, для обслуживания транспортных средств, проведения ремонтных работ.
  • Медработник, для проверки здоровья водителей перед выездом.
  • Контролер, для большего удобства водителей, чтобы они не отвлекались от дороги.

О чем еще стоит позаботиться

Маршрутный бизнес довольно многогранный. Можно запросто обеспечить себе дополнительный заработок, развесив в своем транспортном средстве рекламу.

  • Рекламу внутри салона. Расклеить плакаты, вложить буклеты.
  • Реклама на наружной поверхности машины.
  • Устраивать заказные перевозки на экскурсии, праздники.

Предпринимателю стоит так же позаботиться о своевременном осмотре транспортных средств и персонала, можно нанять охранника на автостоянку.

Подводные камни бизнеса

Бизнес на маршрутках является довольно закрытой сферой, из-за большого количества денежных средств находящихся в нем. В крупных городах все самые прибыльные маршруты давно и так забиты до отказа. Новичку в этой сфере, решивши играть по-честному, будет нелегко.

Сфера очень высококонкурентна. Предприниматели часто недооценивают количество затрат на ремонт и обслуживание техники. Они сталкиваются с проблемой ремонта транспорта, который из-за жесткой эксплуатации машины является дорогим и недолговечным.

Повысить выручку предприниматель не может, ему запрещено самостоятельно повышать тариф проезда. Тарифные планы маршруток не меняются годами, а затраты на обслуживание постоянно растут.

Бизнес-план маршрутного такси является удачным вложением средств, если вы готовы к жесткой конкуренции и уверены в своих силах. Услуги маршруток пользуются огромным спросом у населения, что гарантирует стабильную выручку. Но, нужно с умом подойти к выбору маршрута. Данный бизнес требует серьезных вложений денег и сил, но специалисты утверждают, что все непременно окупится.

Рекомендации по открытию своего бизнеса: маршрутное такси

Услуга маршрутного такси стало популярно как в мегаполисе, так и в маленьких городах. Жители готовы платить за быстрое и комфортное передвижение по городу. В связи с этим маршрутный бизнес становится популярнее с каждым днём и пользуется всё большим интересом у предпринимателей. Услугой маршрутного такси пользуются тысячи людей ежедневно в каждом городе, это значит, что о прибыльности бизнеса можно даже не задумываться. В связи с этим многие начинающие и опытные бизнесмены задаются вопросом: как открыть маршрутное такси? Для ответа на этот вопрос в нашей статье мы приведём пример бизнес-плана маршрутного такси, а также расскажем о подводных камнях этого прибыльного дела.

С чего начать?

Для начала нужно просчитать бизнес-план маршрутного такси и зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В бизнес-плане подсчитайте все расходы, связанные с закупкой и функционированием автопарка, зарплатами сотрудников, арендой гаражей и стоянок.

После этого необходимо получить лицензию на осуществления этого вида деятельности. Для этого нужно обратиться в транспортную инспекцию по месту жительства. Специалисты инспекции ознакомят Вас с требованиями для пассажирского транспорта, а также объяснят, как открыть маршрутное такси. Для этого необходимо привести в порядок автопарк, нанять водителей с соответствующей категорией водительских прав и прошедших специальную аттестацию. Чтобы получить лицензию необходимо оплатить два вида госпошлины: за рассмотрение заявления и за выдачу лицензии. После этого выдаётся документ сроком на пять лет.

Лицензия в различных регионах стоит по-разному – от 20 до 40 тысяч рублей. Получение лицензии обычно происходит в течение месяца после подачи заявления.

Помните: Без лицензии производить пассажирские перевозки строго запрещено. По законодательству это наказывается крупным штрафом.

Автомобили

При выборе автомобилей предпринимателю придётся выбирать между ценой и качеством. Отечественные автомобили не снабжены удобными креслами, кондиционером и так надёжны, как импортные микроавтобусы, однако стоимость их обычно в 3-4 раза меньше.

К примеру, знаменитая “газель” стоит около 600 тысяч рублей, а микроавтобус “Мерседес Спринтер” не менее 1,5 миллиона рублей.

Помимо того, что придётся покупать транспорт, необходимо его ещё и страховать и содержать. Чем дороже автомобиль, тем выше стоимость страховки. Однако уже существуют способы экономии на этом, для этого предприниматели закупают автомобили, которые были в использовании за рубежом (не более 3-4 лет). Также можно купить и переоборудовать грузовые микроавтобусы, чтобы сэкономить около 20 процентов на обязательном страховании.

Микроавтобус «Мерседес» для пассажирских перевозок обойдётся предпринимателю в 1,5 миллиона рублей

Есть вариант найма индивидуальных предпринимателей со своим транспортом, однако это не будет приносить желаемого дохода, а также опасно уходом предпринимателей на другой маршрут.

Персонал

К подбору водителей необходимо подойти с особым вниманием, так как их опыт и умелые руки смогут помочь Вам в развитии и поддержании бизнеса. Конечно, ожидать опытных, вежливых, некурящих и непьющих сотрудников – это фантастика. Однако на данный момент этого в маршрутном бизнесе и не требуется.

При подборе водителей необходимо обратить внимание на их стаж и места прошлой работы

Есть два варианта работы водителей:

  • заключение договоров аренды на автомобиль, оформленных нотариально с указанием сроков и сумм ежемесячных выплат. Однако для этого водителю понадобится регистрироваться в качестве ИП и работать по 12-15 часов в сутки, чтобы заработать больше. Да и владельцу маршрутного такси это не очень интересно по деньгам.
  • официальное трудоустройство водителей, по договору или принятию в штат. В этом случае водитель получает оклад и процент от выручки. Вам придётся оплачивать налоги за своего сотрудника, но по сравнению с потенциальной прибылью это мелкие расходы.

Также для работы автопарка понадобится механики, бухгалтер, юрист и офис менеджер. Следить за состоянием машин сами водители могут не всегда успеть, а вот механики не пропустят поломок и обеспечат безопасность передвижения транспорта.

Бухгалтер должен будет вести отчётность и вовремя подавать декларации в налоговую службу, пенсионный и страховой фонды. Офис-менеджер должен отвечать за документы, посещаемость рабочего места, принимать звонки.

При условии, что на первый период будет закуплено 6 маршрутных такси, предпринимателю потребуется 12 водителей, 2 механика, 1 бухгалтер, 1 юрист, офис-менеджер и уборщица. Общий фонд заработной платы будет составлять около 500 тысяч ежемесячно.

Как открыть свой маршрут

Маршрут может быть составлен самостоятельно или выбран существующий. Однако выбор существующего маршрута может быть проблематичен, в связи с конкурентами, которые не будут рады новичку и будут стараться вставить палки в колёса. Зато этот вариант будет приносить стабильный доход, так как люди уже привыкли ездить по этому маршруту.

Самостоятельный маршрут будет составлен максимально удобно для бизнесмена, но потребует раскрутки, как любой новый товар на рынке услуг. Чтобы проложить новый маршрут необходимо тщательно проанализировать район на наличие конкурентов, затем провести опрос среди населения о необходимости подобного рейса. Для того чтобы не остаться в минусе необходимо охватывать около 10 процентов пассажиров этого района. Если количество конкурентов не превышает спрос, то можно смело обкатывать новое направление. Часто выгодным становится освоение недавно построенного района, так как количество жильцов в нём возрастает, а конкуренция на начальном этапе достаточно низкая. Знакомство пассажиров с маршрутом проходит от одного до трёх месяцев. Учтите, что зарплата в это время будет платиться несмотря ни на что.

Реклама

Дополнительным источником дохода для владельца маршрутного такси может стать реклама на транспорте и внутри него. Сначала потребуется немного времени, чтобы рекламодатели Вас заметили, но при правильной подаче этот срок составит всего 2-4 месяца.

Внутри салона можно размещать буклеты, визитки и баннеры, а также установить небольшую плазму с рекламными роликами. Также популярностью пользуется реклама на кузове автомобиля, но при этом нужно помнить об имидже компании. Если Вы будете использовать некачественные наклейки, то реклама быстро испортится и будет выглядеть непривлекательно, что оттолкнёт потенциального рекламодателя.

Реклама на кузове маршрутного такси приносит ежемесячно от 50 до 100 тысяч рублей

Можно как самостоятельно заниматься рекламой и расширить штат сотрудников, добавив рекламный отдел. Либо доверить это дело профессионалам и получать комиссию в виде процентов. В среднем с одной машины ежемесячно можно получать до 70 тысяч прибыли с рекламы.

Доходы и расходы

Для того чтобы окончательно подбить смету посчитаем расходы и доходы пассажирского такси, состоящего из 6 машин.

Для начала необходимо потратиться на регистрацию ИП – 800 рублей. Затем получение лицензии – около 40 тысяч рублей. Закупка шести “газелей” обойдётся предпринимателю в 3,5 миллиона рублей, плюс страховка на машины – 250-300 тысяч рублей. Итого единовременные расходы составят 4 миллиона рублей.

Аренда гаражей и офиса будет стоить не менее 150 тысяч ежемесячно, зарплата сотрудников – 500 тысяч, ГСМ – 350 тысяч. Итого ежемесячные расходы – 1 миллион рублей.

Доходы маршрутного такси составляют в среднем 15-20 тысяч в сутки, тогда в месяц с шести машин предприниматель выручит 3,5 миллиона рублей, плюс доходы за рекламу от 70 до 100 тысяч в месяц. Но до этого придётся несколько месяцев поработать в минус, чтобы пассажиры привыкли к маршруту. Среднее время окупаемости бизнеса составляет – 6-10 месяцев.

Итак как мы видим открытие своего маршрутного такси довольно затратное, но с другой стороны высокодоходное дело. При умелом руководстве и качественном персонале уже спустя полгода такси начнут приносить владельцу по полтора-два миллиона в месяц. Согласитесь – очень перспективная бизнес-идея.

Открытие маршрутного такси

Фото: Free-Photos / Pixabay

Относительно невысокие вложения, быстрая окупаемость, постоянный спрос на услуги маршрутного такси привлекают тех, кто хочет открыть бизнес на пассажирских перевозках. Однако поставить автобус на маршрут непросто: ниша конкурентная, рынки городских перевозок прочно освоены крупными игроками.

Объективная реальность такова, что в большинстве российских городов «маршрутки» стали самым популярным видом городского транспорта. Так, последний опрос ВЦИОМ от 9 ноября 2018 года показал, что их услугами пользуется 63% горожан, и эта цифра практически не меняется в течение последних десяти лет. На вопрос отвечали участники старше 18 лет, если же прибавить к ним школьников, по крайней мере, старших классов, показатель будет еще выше.

Бизнес на городских пассажирских перевозках считается высокорентабельным, транспорт окупается быстро (микроавтобус в течение года). Лицензию получить не так уж сложно, ее выдают федеральные органы Ространснадзора. Самые «лакомые кусочки» в этом деле — наличная выручка и льготное налогообложение (ЕНВД, ПСН).

Самая сложная задача: вписаться в структуру местного рынка перевозок. Здесь все зависит от масштаба. Поставить на действующий маршрут 1–3 автобуса и получать стабильный доход вполне реально, в некоторых городах можно вывести 5–10 машин. Больший размах означает выход на тропу «конкурентной войны».Задумывая открыть маршрутное такси, нужно хорошо представлять, как организован этот достаточно закрытый бизнес.

Что такое маршрутка с точки зрения закона

Прежде всего, отметим, что «маршрутное такси», или «маршрутка» — народный термин, определения которому в законе нет. В то же время, он имеет вполне конкретное содержание, определяющееся двумя чертами.

  • Это преимущественно микроавтобусы типа «Газель» и импортные аналоги (Форд-Транзит, Hyudai Country, Мерседес-Бенц), а также автобусы малого класса ПАЗ-32054 и их модификации.
  • Транспорт принадлежит частным владельцам, которые получают доход исключительно от своей выручки. Среди них есть ООО и ИП, они не работают по муниципальному заказу и сами несут все расходы.
Читайте также:  Как заполнить форму 4 отчет о движении денежных средств

С 2013 года все виды ТС, перевозящие пассажиров, независимо от вида собственности, приравняли к транспорту общего пользования. Частные предприниматели обязаны соблюдать Автомобильный Устав и Правила перевозок наравне с муниципальными и государственными автотранспортными предприятиями.На практике нередко наблюдается иное: гонки на дорогах, забитые в два ряда остановки, изношенные автобусы, что служит причиной постоянных претензий к маршрутным такси.

Выбора, однако, у пассажиров нет: что везет, на том и едут. За редким исключением городов с метро, или типа Красноярска, где маршруток нет, и никогда не было. Учитывая плачевное состояние муниципальных АТП в большинстве регионов страны, можно уверенно прогнозировать, что частные перевозчики еще долго будут колесить по дорогам.

Что нужно, чтобы открыть маршрутное такси

Этот вид бизнеса отличается от других тем, что в расчетах нужно учитывать два барьера: экономический и административный. Первый подразумевает обычный для любого дела бизнес-расчет: приобретение транспорта, расходы на его обслуживание, налоги, затраты на обеспечение лицензионных требований, определение выручки и чистого дохода.

Второй связан с приобретением права на маршрут. Именно он определяет потенциальный пассажиропоток и доходность бизнеса, за получение права ездить по нему придется платить. Подробно этот вопрос мы рассмотрим ниже, и правильнее начинать бизнес на маршрутках с его решения. Прежде, чем покупать автобус и считать будущую выручку, нужно определиться, на какой маршрут его можно будет поставить, исколько это будет стоить.

Оформление бизнеса и налогообложение

Подавляющее большинство владельцев автобусов регистрируются как ИП, что быстрее, дешевле и избавляет от необходимости вести бухгалтерский учет. Коды деятельности (ОКВЭД) подбираются из раздела 49 справочника «ОК 029-2014 (КДЕС. Ред.2)».

  • 49.31.21 — регулярные перевозки пассажиров автобусом по городским и пригородным маршрутам;
  • 49.39.11 — та же деятельность в отношении междугородних (межмуниципальных) перевозок;
  • 49.39.1 — перевозки по заказам, экскурсионным и туристическим маршрутам.

При регистрации можно указать любое количество кодов, вести деятельность по каждому из них не обязательно. Обратная ситуация наказуема: фактически осуществлять работу по не предусмотренному виду ОКВЭД нельзя.

Пассажирские перевозки подпадают под самый выгодный режим налогообложения — ЕНВД при условии, что автопарк насчитывает не больше 20 автобусов. Это значит, что не нужно вести учет доходов и расходов, налог рассчитывается от базовой месячной доходности на одно посадочное место (1 500 рублей). Его размер можно уменьшить на 50% за счет взносов на собственное пенсионное страхование. Уплата производится ежеквартально. Например, для Газели на 12 мест, это будет следующая сумма:

1 500 × 12 × 15 % × 1,868 × (К2) = 5043,6 (руб/месяц), где:

  • К2 — местный коэффициент, чаще всего равный 1;
  • 1,868 — коэффициент дефляции на 2018 год;
  • 15 % — налоговая ставка.

Лицензия на пассажирские перевозки

Междугородние, пригородные и внутригородские перевозки пассажиров автомобильным транспортом в количестве свыше 8 человек, относятся к лицензируемой деятельности. Вместимость автобуса определяется его техническими характеристиками. Лицензию (иногда это документ называют разрешением, лицензионной карточкой) выдают органы Ространснадзора, получить ее может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Заявление подается в территориальный УГАДН (Управление государственного автодорожного надзора), адреса и телефоны указаны на сайте Ространснадзора.

К заявлению нужно приложить внушительный список документов (копий), подтверждающих соответствие лицензионным требованиям.

  1. Регистрационные документы ИП или ООО, свидетельство о постановке на налоговый учет.
  2. О наличии транспорта в собственности (арендный договор) со свидетельством о регистрации в ГИБДД и ПТС.
  3. Полис страхования ОСАГО, копии талонов о прохождении техосмотра (диагностической карты).
  4. Уведомление о включении ТС в Реестр категорированных объектов и присвоении категории (с 10 октября 2017 года).
  5. Декларацию о наличии арендованной стоянки для автобусов (собственного гаража).
  6. О наличии помещения, оборудования для ремонта и техобслуживания ТС, либо договор со специализированной компанией.
  7. Трудовые книжки, водительские удостоверения, справки о прохождении медосмотра для водителей.
  8. Об оборудовании автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС/GPS (требование приостановлено до 01.01.2019 года).
  9. О наличии штатного медицинского работника (либо договор с медучреждением), проводящего ежедневный предрейсовый контроль.

Список документов может меняться, поэтому перед подачей заявления, желательно уточнить все непосредственно в УГАДН по месту осуществления будущей деятельности. Госпошлина за лицензию составляет 7 500 рублей, оформляется она в течение 45 дней.

До настоящего времени не требовалось специального разрешения для перевозки пассажиров только по заказам и для собственных нужд организации. С марта 2019 года (№386-ФЗ от 31.10.2018) вводится обязательное лицензирование и для этих видов деятельности.

Выбор автобуса, внесение в реестр ТС

Главным преимуществом маршрутного такси всегда была мобильность, потому среди маршрутных такси преобладают автобусы малой и особо малой вместимости. Среди них самыенегативные отзывы заслужила «Газель» серий ГАЗ-32213, ГАЗ-32213 (322132). Она неудобна для пассажиров, и вызывает претензии в плане безопасности. Тем не менее, газели преобладают среди маршруток на дорогах городов-миллионников Омск и Новосибирск, используются даже при междугородней перевозке пассажиров в южных и центральных областях России.

На практике, во всех регионах сложились определенные «исторические» предпочтения. Так, например, в Кемеровской области, преимущественно используются автобусы ПАЗ разной модификации с вместимостью более 40 мест. В Ростовской области предпочитают микроавтобусы Hyundai Country и Ford Transit. Предприниматель сам решает, какой автобус лучше купить на маршрутку с учетом местных условий, финансовых возможностей, расходов на обслуживание. Профессионалы не рекомендуют покупать транспорт старше 3-х лет, новый автобус (в том числе ГАЗель Next) можно приобрести в кредит и в лизинг.

Покупая автобус б/у, узнайте, включен ли он в реестр категорированных транспортных средств. У продавца должно быть соответствующее уведомление, без него будет невозможно получить лицензию. Новый транспорт придется оформлять самостоятельно. Занимается этим Автодор (Федеральное дорожное агентство), и только в Москве. Туда будет нужно направить информацию письмом или в электронном виде, которая включает:

  • регистрационные документы перевозчика (ИП или ООО);
  • копии ПТС и свидетельства о регистрации ТС;
  • сведения о балансовой стоимости автобуса;
  • документы о праве собственности (аренды) на ТС.

Формы заполнения документов, которые нужно приложить к заявлению о включении автобуса в Реестр ТС, есть на сайте Автодора.При отсылке заявления письмом все копии должны быть удостоверены нотариально. Уведомление высылается заявителю в течение 45 дней.

Требования к обслуживанию маршруток

Список документов, которые нужны для получения лицензии, собрать несложно. Однако в список лицензионных требований входят еще два пункта:

Фактически их выполнение можно проверить только в процессе работы, и контроль над этим осуществляют ГИБДД и Ространснадзор. Если патрульная машина этих служб остановит маршрутку и обнаружит несоответствия или отсутствие необходимых документов, это будет считаться нарушением лицензионных требований. К ним относятся:

  • предрейсовый контроль технического состояния ТС;
  • оформление путевого листа на каждый автобус;
  • предрейсовый медицинский осмотр водителей;
  • страхование гражданской ответственности владельца ТС;
  • оснащение транспорта техническими средствами контроля.

Кроме того, автобусы должны ходить строго по расписанию, в салоне должна быть схема маршрута, все пассажиры должны иметь билет на проезд. При этом функции контрольных служб строго разграничены. Так, например, рядовой патруль ДПС не уполномочен проверять наличие штампов о техосмотре и медосмотре в путевом листе, это могут делать только сотрудники Ространснадзора.

Как поставить автобус на маршрут

За долгие годы в стране сложилась типовая система городских и межмуниципальных перевозок. Главными распорядителями маршрутов (фактически продавцами) выступают администрации регионального и муниципального уровня. Разрешение на их обслуживание давно получили разные АО, ООО, ИП, как правило, приближенные к власти.

Третьи в этой цепочке — непосредственные исполнители, владельцы автобусов, те есть мелкие индивидуальные предприниматели, не являющиеся самостоятельными игроками на рынке перевозок. Они работают с собственниками маршрутов по разным схемам.

  1. Между владельцем маршрута и владельцем автобуса заключается договор, например, о совместной деятельности, те есть — продается право работы на маршруте. Понятно, что каждый из них имеет свою цену.
  2. Посредник заключает фиктивный договор аренды автобуса у его собственника, а его самого оформляет как наемного работника. Реальные отношения сводятся к тому, что водитель ежедневно «отстегивает» долю выручки за маршрутный лист.

Иногда предприниматель, имеющий в собственности несколько автобусов, заключает договор с организацией, имеющей официальное право поставить автобус на маршрут, и нанимает водителей. Но чаще всего заключается договор с ИП, имеющими собственную машину.Именно они являются фактическими владельцами бизнеса: несут расходы на бензин, обслуживание, отвечают за все перед законом, платят налоги и страховые взносы. Посредники лишь собирают «дань» наличными. Для нихмаршрутки — «золотое дно», реальную прибыль они не показывают, а проверить и учесть ее практически невозможно.

В настоящее время продажа билетов для проезда в автобусах, включая маршрутное такси, не требует применения контрольно-кассовой техники (ККТ). Однако законом № 192-ФЗ от 03.07.2018 внесена поправка, согласно которой льгота отменяется с 1 июля 2019 года.

Насколько реально открыть новое направление

Теоретически это возможно, но на практике нужно преодолеть много препятствий. Во-первых, наиболее выгодные направления уже освоены. Рассчитывать можно только на места с малым пассажиропотоком, или те, где преобладает муниципальный транспорт и очевидно не справляется с нагрузкой. Вопрос решается в управлении транспорта местной администрации.

Отказ чаще всего мотивируется такими причинами: «согласно расчетам на данном направлении не требуется дополнительных ТС» или «потребность в перевозке пассажиров полностью удовлетворена». Реальные причины прозаичнее. Вывод в работу частного маршрутного такси, как правило, уменьшает доходы и так планово-убыточных МУПов, АТП, которым остаются одни только льготники. А это означает еще больший рост субсидирования из местного бюджета на покрытие их долгов. Однако такие отказы часто оспариваются в судах, и иногда решения выносятся в пользу частного перевозчика.

С 2016 года правила установления маршрутов регулирует закон № 220-ФЗ об организации регулярных перевозок. Они сводятся к следующему:

  • подать заявление об установлении маршрута может организация, ИП или простое товарищество перевозчиков;
  • к заявлению прикладывается полная информация: наименование маршрута, схема остановочных пунктов, расписание, перечень транспортных средств;
  • при наличии общих остановок с уже действующими маршрутами, разница во времени должна составлять не меньше 10 минут.

Последнее условие изменилось с января 2018 года (раньше было 15 минут), и при наличии пересечений потребуется представить письменное согласование с уже работающими в этом направлении перевозчиками. Понятно, что это мало чем облегчает задачу, зато полезным может оказаться реестр муниципальных и межмуниципальных маршрутов, который местные власти теперь обязаны вести и публиковать в открытом доступе. Помимо прочего, в нем указываются и те, кто имеет официальное право на них работать (читай владельцы).

Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга, где опубликован реестр муниципальных маршрутов. Если маршрут не внесен в реестр, юридически он не существует.

Сколько зарабатывают на маршрутном такси

Понятно, что реальные заработки «маршрутчиков» подсчитать сложно, в каждом городе и на каждом направлении они разные. Никто особенно этой информацией не делится, однако слухи о «миллионах» сильно преувеличены. Приведем несколько примеров по городам, из которых можно сделать определенные выводы.

В городах среднего масштаба средняя ежедневная выручка составляет 5 500–7 000 (Пенза), 6 000–10 000 рублей (Кемерово) в зависимости от маршрута. В будничные дни может больше, в выходные меньше. При работе «по плану» водитель без своего транспорта отдает посреднику 3 000–3 500 тыс. рублей в день, при наличии своего автобуса 30 000–60 000 в месяц (за маршрут). Если отнять расходы на бензин, чистый доход в день составляет 2 000–3 500 рублей в день. Это при нормальном 8-часовом рабочем дне, а многие работают и по 12 часов.

Средние цифры городам свыше 600 тыс. жителей приводятся в диапазоне 50–60 тысяч рублей в месяц в расчете на одну маршрутку, в Москве до 75 тысяч рублей. Причем в столице не намного меньше средняя зарплата водителя муниципального автобуса. По наиболее выгодным маршрутам доходность может достигать и 150 тыс. в месяц с одного автобуса.

Сколько стоит открыть бизнес на маршрутке

Каждый бизнес-план составляется с учетом цен в своем регионе. Конкретные цифры зависят от того, как покупается транспорт: за свои деньги, с помощью кредита, в лизинг. Так, например, на Авито есть предложения о продаже автобуса ПАЗ-32054 2014 года выпуска с маршрутом за 700 тыс. рублей (маленький городок в Юго-Западной Сибири). В Самаре два автобуса Hyundai Country 2012 года (на действующем маршруте) продают за 1,4 млн рублей, продавец обещает доходность до 80 000 рублей в месяц.

Практичнее исходить из списка первоначальных и постоянных затрат, закладывая в бизнес-план средние цифры по своему региону. Примерный перечень приведен в таблице.

Первоначальные инвестиции, рубПостоянные затраты, руб
Покупка автобусовЗатраты на бензин, мойку, техническое обслуживание
Затраты на оформление ИП, лицензииОплата договора с медицинской организацией
Оплата работы посредников по категорированию транспорта (самостоятельно бесплатно)Страхование ОСАГО, страховки для пассажиров и водителя во время движения
Оплата за постановку автобусов на маршрут
Оплата договора стоянки, гаража

Анализ информации в открытом доступе показывает, что стоимость открытия бизнеса на маршрутном такси с одним автобусом составляет 0,8–1,8 млн рублей. Если планируется автопарк из 3–5 машин, расходы возрастают до 4 млн рублей. Но при этом нужно дополнительно закладывать оплату услуг диспетчера, бухгалтера и аренду небольшого офисного помещения.

Закон № 220-ФЗ: что изменится на рынке перевозок

Ситуация на рынке маршрутного такси поменялась с выходом закона № 220-ФЗ, который вступил в полную силу в середине 2016 года. Фактически это первая попытка на государственном уровне, цель которой вывести из тени хаотичный и скрытый рынок пассажирских перевозок. Закон предоставил право властям устанавливать регулируемые тарифы, и первой это сделала Москва, которая перевела на муниципальный контракт все основные городские маршруты.

Ссылка на основную публикацию